Уважаемые посетители нашего сайта!


С 3 по 16 февраля 2020 года будет проводиться «Урок Цифры» по теме «Персональные помощники».Приглашаем школьников, педагогов и родителей принять участие в данном мероприятии. Более подробная информация - по баннеру в левой колонке.

Get Adobe Flash player

titul ostorozhno gripp

Детский телефон доверия. Посмотри видео.

 

Для слабовидящих (настройка параметров шрифта)

A- A A+

Держите нажатой клавишу "Ctrl" и крутите колесико мыши

Сайт нашей школы

RU-CENTER

Знания от ведущих интернет-компаний:

Урок цифры

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Золотковская основная общеобразовательная школа»

 

Исследование качества питьевой воды
 


 

Выполнила Ильмушкина Анна Алексеевна, 9 класс

Руководитель Абанина Н.Н., учитель физики


2018

 

Содержание:


 

Введение…………………………………………………………………………………

Понятие «вода» и ее свойства…………………………………………………………..

Питьевая вода в жизни человека и ее воздействие на здоровье ……………………

Качество питьевой воды………………………………………………………………

Исследование физических свойств домашней питьевой воды…………………….

Определение качества воды методами химического анализа…………………………

Способы повышения качества питьевой воды…………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………...

Список использованной литературы……………………………………………………

 

Введение

Мы открываем кран, и из него сверкающей струйкой бежит чистая и прозрачная вода. Вода "из-под крана" используется нами повсеместно. Хотя на Земле имеются миллионы и миллиарды тонн свежей и чистой воды (почти три четверти земного шара занято водой, морями и океанами), её совсем немного, когда речь идет о возможности напоить человечество. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Главная причина наличия в водопроводной воде вредных для здоровья нитратов, пестицидов, нефтепродуктов и солей тяжелых металлов - это катастрофическое состояние водопроводных и канализационных систем. Соединение канализационных вод с выбросами предприятий дает добавочный эффект: к перечисленным выше химическим составляющим питьевой воды добавляются и бактерии - кишечные палочки, патогенные микроорганизмы, холерный вибрион и т.д. Поэтому актуальность данной проблемы очень высока. И не смотря на то, что я живу в сельской местности, где нет больших промышленных предприятий, данная проблема мне не безразлична.

Какую воду мы пьём? Как и чем определяется качество питьевой воды? Как от состава воды зависит здоровье человека? Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со здоровьем человека: «следует знать о водах, какие воды вредны и какие очень здоровы, какие неудобства и какое благо происходит от употребления вод, так как они имеют большое влияние на здоровье человека». В нашей местности люди пользуются чаще водопроводной водой. Я решила провести исследование питьевой воды, используемой жителями разъезда Золотковский, с целью изучения ее качества.

Актуальность: в настоящее время остаётся актуальным решение проблем чистоты окружающей среды, из которых проблема качества питьевой воды для людей наиболее важна, так как человек ежедневно использует её. Без пищи человек может прожить около сорока дней, а без воды лишь восемь. Люди не задумываются над тем, какую воду они пьют и используют для приготовления пищи, чем, возможно, приносят вред своему здоровью.

Проблема: как определить качество питьевой воды из водопровода, чтобы быть уверенным, что эта вода не причинит вреда моему здоровью, здоровью моей семьи и жителям поселка.

Предмет исследования: качество водопроводной питьевой воды.

Объект исследования: питьевая вода.

Цель работы: исследование состава водопроводной питьевой воды, выработка советов по повышению качества воды.

Задачи работы:

* найти в источниках информации и проанализировать данные о качестве питьевой воды, воздействии её на организм человека, способах улучшения качества воды;

* подобрать методику и исследовать качество водопроводной питьевой воды;

* сформулировать и оформить выводы о влиянии минерального состава питьевой воды на здоровье человека, довести их до членов семьи, разработать рекомендации по улучшению качества воды.

Гипотеза: питьевая вода, используемая моей семьей и жителями разъезда Золотковский, из водопровода качественная, т.е. не имеет присутствие в ней вредных веществ или имеет их в допустимых пределах. Вода, которую мы пьем из водопровода, пригодна для питья.

Методы исследования: анализ литературы, статей из Интернета, наблюдение, исследование минерального состава питьевой воды по методикам, предложенным в научно-популярной литературе, самоанализ и самооценка.

Анализ литературы по теме. Существует обширная литература, посвящённая данной теме. Наиболее подробно представлен материал по требованиям к качеству питьевой воды и влиянию её минерального состава на здоровье человека в книге Ицковой А.И. «Наш быт глазами врача». Главные ионы пресных вод перечислены в книге Дерпгольца В.Ф. «Мир воды», методики исследования свойств воды приведены в книге «Химия. Предметные недели в школе: планы и конспекты мероприятий» /авт.-сост. Л.Г.Волынова/. Предельно допустимые концентрации элементов состава воды я нашла на сайтах Интернета.

Понятие «вода» и ее свойства.

Вода — одно из самых удивительных веществ на нашей планете, самое распространенное и самое загадочное химическое соединение. Вода имеет свою структуру. Под структурой воды понимается определенное расположение молекул воды по отношению друг к другу. Гидросфера Земли составляет 1,5 млрд км3 . Правда, на долю пресной воды приходится около 90 млн км3 (менее 3%), причем основной запас — это подземные «моря» и ледники. Вся живая природа не может обойтись без воды, которая присутствует во всех процессах обмена веществ. Все вещества, поглощаемые растениями из почвы, поступают в них только в растворённом состоянии. Вообще вода – инертный растворитель, то есть растворитель, который не изменяется под воздействием веществ, которые растворяет. Именно в воде когда-то зародилась жизнь на нашей планете. Благодаря мировому океану происходит терморегуляция на нашей планете. Без воды не может жить человек. Органы взрослого человека содержат 70-80% воды, полуторамесячный плод — 97%, а новорожденный ребенок — 72%. На долю молекул воды приходится свыше 90% всей массы клетки. Без нее не может существовать протоплазма, ни одно растение, насекомое, птица или рыба. Если клетка высыхает, ее работа прекращается. Клетка должна иметь приток жидкости, а человеческая клетка — тем более.

В природе вода встречается в твердом, жидком и газообразном состояниях. Вода в разных состояниях обладает множеством самых разных свойств, в том числе как недавно выяснили ученые, фиксирует биополе и обладает памятью, сохраняя в себе воздействие биополя.

Вода — это загадка. Например, Японские ученые заметили, что физиологические функции воды и её свойства могут влиять на формирование плода новорожденного. Ученые предполагают, что избыток щелочи в питьевой воде приводит к рождению преимущественно мальчиков, а преобладание кислотных остатков — девочек.

Наконец, в современном мире вода – один из важнейших факторов, определяющих размещение производственных сил, а очень часто и средство производства.

Вода имеет физические свойства. Физические свойства – это свойства, которые проявляются вне химических реакций.

Чистота воды. Чистота воды – зависит от наличия в ней примесей, бактерий, солей тяжелых металлов.

Цвет воды. Цвет воды – зависит от химического состава и механических примесей.

Запах воды. Запах воды – чистая вода, как правило, не имеет запаха.

Прозрачность воды. Прозрачность воды — способность воды пропускать световые лучи. Зависит от толщины слоя воды, проходимого лучами, наличия в ней взвешенных примесей, растворенных веществ и т. п. В воде сильнее поглощаются красные и желтые лучи, глубже проникают фиолетовые. По степени прозрачности, в порядке уменьшения ее, различают воды: прозрачные; слабо опалесцирующие; опалесцирующие; слегка мутные; мутные; сильно мутные.

Вкус воды. Вкус воды – зависит от состава растворенных в ней веществ.

Жесткость воды. Жесткость воды – определяется количеством содержания солей.

Теплопроводность воды. Теплопроводность вещества подразумевает его способность проводить тепло от своих более горячих частей к более холодным. Передача тепла в воде происходит либо на молекулярном уровне, т. е. передаётся молекулами воды, либо благодаря движению ( перемещению) каких либо объемов вод – турбулентная теплопроводность. Теплопроводность воды зависит от температуры и давления.

Текучесть воды. Под текучестью веществ понимают их способность менять свою форму под влиянием постоянного напряжения или постоянного давления. Текучесть жидкостей, так же определяется подвижностью их частиц, которые в состоянии покоя неспособны воспринимать касательные напряжения.

Плотность воды. Плотность воды — определяется отношением ее массы к объему при определенной температуре.

Вода обладает и химическими свойствами. Химические свойства вещества – это свойства, которые проявляются в результате химических реакций.

Взаимодействие воды с металлами. При взаимодействии воды с большинством металлов происходит реакция с выделением водорода:

2Na + 2H2O = H2 + 2NaOH (бурно);

3Fe + 4H2O = 4H2 + Fe3O4 (только при нагревании).

Взаимодействие воды с неметаллами. Из неметаллов с водой реагируют, например, углерод и его водородное соединение (метан). Эти вещества гораздо менее активны, чем металлы, но все же способны реагировать с водой при высокой температуре:

C + H2O = H2 + CO (при сильном нагревании);

Взаимодействие воды с электрическим током. Под воздействием электрического тока вода разлагается на водород и кислород. Это также окислительно-восстановительная реакция, где вода является одновременно и окислителем, и восстановителем.

Взаимодействие воды с оксидами неметаллов. Вода вступает в реакцию со многими оксидами неметаллов и некоторыми оксидами металлов. Это реакции соединения:

SO3 + H2O = H2SO4 (серная кислота)

CO2 + H2O = H2CO3 (угольная кислота)

Взаимодействие воды с оксидами металлов. Некоторые оксиды металлов также могут вступать в реакции соединения с водой.

CaO + H2O = Ca(OH)2 (гидроксид кальция (гашеная известь)). Не все оксиды металлов способны реагировать с водой. Часть из них практически не растворима в воде и поэтому с водой не реагирует. Например: ZnO, TiO2, Cr2O3, из которых приготовляют, например, стойкие к воде краски. Оксиды железа также не растворимы в воде и не реагируют с ней.

Биосинтез. Вода участвует в биосинтезе в результате, которого образуется кислород: 6n CO2 + 5n H2O = (C6H10O5)n + 6n O2 (при действии света).

Мы видим, что свойства воды разнообразны и охватывают практически все аспекты жизни на Земле.

 

Питьевая вода в жизни человека и ее воздействие на здоровье

Питьевая вода — важнейший фактор здоровья человека. Вода - кладезь самых необходимых нам микроэлементов. Вопрос о «минеральном составе» человека и, соответственно, потребностях его организма очень сложный. На бытовом уровне мы используем термины «полезные» вещества, «вредные» или «токсичные». Но сама постановка вопроса о вредности - полезности химических элементов относительна. Еще в древности было известно, что все дело в концентрациях.

Основные компоненты минерального состава воды и их допустимые концентрации. Здесь я использовала значения таблицы «Основные компоненты минерального состава воды и их допустимые концентрации» (приложение 1)

 

Компонент минерального состава воды

Предельно допустимая концентрация (ПДК)

Воздействие на здоровье

Натрий (Na+)

200 мг/л

 

 

 

Калий важен для сердечно-сосудистой деятельности, т.к. он нормализует давление крови и работу сердца

Калий и натрий необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, т.к. они являются компонентами калий-натриевого насоса - это структура на мембране каждой клетки, благодаря которой в клетку проникают вещества из межклеточной жидкости, а из клетки выводятся продукты ее жизнедеятельности

Калий

200 мг/л

Кальций

(Ca2+)

200 мг/л

 

Кальций является составной частью костной ткани (зубы, кости), участвует в сокращении мышц, в процессе свёртываемости крови, в сердечной деятельности,

Избыточное содержание кальция и магния в воде связано с понятием «жёсткость воды». Норма жёсткости питьевой воды до 10 градусов жёсткости. Постоянное употребление внутрь воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме и, в конечном итоге, к заболеваниям суставов (артриты, полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях. В эксперименте на животных и добровольцах установлено, что нижний предел минерализации 100 мг/л. При этом минимальное содержание кальция должно быть не менее 25 мг/л, магния - 10 мг/л.

Магний

(Mg2+)

100 мг/л

 

Магний участвует в механизмах регуляции возбудимости нервных волокон и мышц

Железо (Fe3+)

0,3 мг/л

 

Наиболее опасно для человека содержание тяжелых металлов в питьевой воде: Pb (свинца), Al (алюминия), Mn (марганца), Fe (железа), Zn (цинка), Hg (ртути). Попадая в наш организм, они остаются там навсегда, вывести их можно только с помощью белков молока и белых грибов. Достигая определенной концентрации в организме, они начинают свое губительное воздействие — вызывают отравления, мутации. Ионы тяжелых металлов оседают на стенках тончайших систем организма и засоряют почечные каналы, каналы печени, таким образом, снижая фильтрационную способность этих органов. Соответственно, это приводит к накоплению токсинов и продуктов жизнедеятельности клеток нашего организма, т.е. самоотравление организма. Металлы и их соединения проникают в ткани организма в виде водного раствора. Проникающая способность очень высока: поражаются все внутренние органы. Накапливание в организме свинца или ртути приводит к поражению почек и сердечной мышцы. Появление ионов железа трёхвалентного более 0,3 мг/л приводит к поражению капилляров, разрушает печень и иммунную систему. Повышенные концентрации сопутствующего железу марганца более 0,1 мг/л способствуют развитию аллергических реакций, болезней кожи и подкожной клетчатки, увеличивают риск развития болезней крови. Ионы алюминия приводят к отравлению, а ионы мышьяка и радиактивных элементов - к возникновению раковых заболеваний Предполагается, что из тяжёлых металлов в домашней питьевой воде нашей местности может быть свинец. Он выделяется с выхлопными газами и может попасть с поверхностными весенними и летними водами в колодец (вода считается безвредной в том случае, если содержание в ней свинца не более 0,03 мг/л). В связи с процессом ржавления водопроводных труб, по которым вода доставляется в дома, в ней может быть железо трёхвалентное и марганец

Марганец (Mn2+)

 

 

0,1 мг/л

Гидрокарбонат (HCO3)

1000 мг/л

 

 

Сульфат

(SO42–)

500 мг/л

 

Наличие в воде хлоридов и сульфатов природного происхождения более 350 мг/л придает ей солоноватый привкус и приводит к нарушению пищеварительной системы у людей.

Хлорид (Cl)

350 мг/л

 

Карбонат (CO32–)

100 мг/л

 

 

Нитрат

(NO31–)

 

 

45 мг/л

Нитраты в концентрации более 20 мг/л оказывают токсическое действие на организм человека. Постоянное употребление воды с повышенным содержанием нитратов приводит к заболеваниям крови, сердечнососудистой системы, мочекаменной болезни.

Фтор (F)

 

 

0,7 - 1,5 мг/л

Фтор повышает устойчивость зубов к кариесу, стимулирует кроветворение, реакции иммунитета, участвует в росте скелета, предупреждает развитие старческого остеопороза, влияет на обмен жиров и углеводов. Питьевая вода должна содержать не менее 0,7 и не более 1,5 мг/л фтора. При повышенном содержании фтора в воде (более 1,5 мг/л) развивается заболевание флюороз, внешним признаком которого является появление пятен на зубной эмали. При содержании фтора в количестве менее 0,5 мг/л возникает кариес зубов.

Иод (I-)

 

Снижение содержания иода в воде приводит к заболеванию щитовидной железы (эндемический зоб)

 

Качество питьевой воды

Показателем качества питьевой воды является её минерализация. Общая минерализация — это количественный показатель содержания растворенных в воде веществ. Его еще называют солесодержанием, так как вещества, растворенные в воде, находятся в виде солей. Наиболее распространенные неорганические соли (гидрокарбонаты, хлориды и сульфаты кальция, магния, калия и натрия) и небольшое количество органических веществ, растворимых в воде. Решая вопрос о том, в каком количестве те или другие соли могут содержаться в воде без вреда для здоровья человека, учёные проводят эксперименты на лабораторных животных, изучают влияние воды различного солевого состава на состояние здоровья людей, длительное время её потребляющих. В результате исследований устанавливаются безвредные уровни содержания в питьевой воде различных солей, которые выражаются в граммах вещества или иона на литр воды и называются предельно допустимыми концентрациями (ПДК) (3). Согласно ГОСТу СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы» вода признанная питьевой «должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, и иметь благоприятные органолептические свойства». В соответствии с действующими стандартами и нормами под термином питьевая вода высокого качества подразумевается: по органолептическим показателям - это прозрачная вода, без запаха и с приятным вкусом; жесткость не выше 7 –10 градусов жёсткости; суммарное количество полезных минералов не более 1000 мг/л; вредные химические примеси либо составляют десятые-сотые доли предельно допустимых концентраций (ПДК), либо вообще отсутствуют (то есть их концентрации очень малы); болезнетворные бактерии и вирусы отсутствуют.

 

Исследование физических свойств домашней питьевой воды

 

Исследование домашней питьевой воды я провела органолептическим путём по методикам, предложенным в книге «Химия. Предметные недели в школе» Л.Г. Волыновой. Это метод, оценивающий качества, доступные органам чувств человека. Органолептическое исследование включает в себя оценку цветности, запаха, прозрачности воды и ее вкуса. При оценке использовала таблицу «Определение интенсивности и характера проявления запаха и вкуса в пятибалльной системе» (приложение 2)

Исследование 1. Прозрачность водопроводной воды р. Золотковский.

Прозрачность воды я определила по специальной методике: в стакан налила 30 см воды и смотрела на шрифт высотой букв 2 мм, держа стакан на расстоянии 4 см от книги. Как видны и читаемы буквы?

Я увидела, что буквы хорошо видны и читаемы.

Вывод: вода прозрачна, что соответствует норме. Исследование 2. Цвет (окраска) водопроводной воды р. Золотковский.

Цвет (окраску) определила рассматриванием воды, налитой в бесцветный стакан, на фоне белого листа бумаги.

Вывод: вода бесцветная, что соответствует норме. Исследование 3. Запах водопроводной воды р. Золотковский.

Запах определила для воды, нагретой на водяной бане до 60 градусов, используя таблицу. Запах улавливают при температуре 20 и 60 градусов.

Запаха я не уловила.

Вывод: запах не ощущается.

Исследование 4. Вкус водопроводной воды р. Золотковский.

Испытуемую воду набрала в рот, задержала на 3-5 секунд. Интенсивность и характер вкуса оценила по пятибалльной системе по таблице.

Вывод: вкус и привкус не замечены. (Приложение 2).

Проведя данный этап исследовательской работы, я пришла к выводу, что водопроводная вода р. Золотковский пригодна для питья.

 

Определение качества воды методами химического анализа.

 

При оценке использовала таблицу « Результаты исследования приблизительной

концентрации ионов хлора, сульфат-ионов, железа (3) и свинца в исследуемой питьевой

воде» (приложение 3)

Исследование 1. Обнаружение хлорид – ионов.

К 10 мл пробы воды прибавила 1 каплю азотной кислоты и 0,5 мл раствора нитрата серебра. Наблюдала появление слабого помутнения. Концентрацию хлорид - ионов определила по таблице равной 10 мг/л.

Вывод: Норма.
Исследование 2. Обнаружение сульфат - ионов.

К 10 мл пробы воды прибавила 2 капли соляной кислоты и прилила 0,5 мл раствора хлорида бария. Наблюдала слабое исчезающее помутнение. Концентрацию хлорид-ионов определила по таблице равной 1 мг/л.

Вывод: Норма.
Исследование 3. Определение жёсткости (ионов кальция и магния) титрованием.

К 1 литру воды добавляла по 10 мл (порция) мыльного раствора, каждый раз, хорошо встряхивая. Наблюдала образование пузырей при использовании 13 порций мыльного раствора.

Вывод: 13 градусов жёсткости, вода жёсткая. Исследование 4. Обнаружение катионов свинца.

В пробирку помещала 10 мл пробы воды, прибавляла 1 мл раствора реагента - бихромата аммония. Изменений окраски не наблюдалось.

Вывод: катионов свинца в воде нет.

Исследование 5. Определение содержания общего железа.

В пробирку наливала 10 мл исследуемой воды, добавлял 3 капли концентрированной НNO3 и 1 мл 20%-ного раствора роданида аммония.

Наблюдала слабо - розовое окрашивание, определяла приблизительную концентрацию железа в соответствии с таблицей, она равна 0,25 мг/л (близко к предельно допустимому) (Приложение 3 ).

 

Способы повышения качества питьевой воды

 

Отстаивание - самый простой способ очистки. С его помощью можно удалить из водопроводной воды очень вредный хлор ( но не на все 100%). Хотя хлор убивает вредные бактерии, сам по себе он наносит организму не меньший вред.

Кипячение. Перед кипячением воду надо настоять. Если в ней остался хлор, то при кипячении он образует очень опасный канцероген. Второй недостаток кипячения-усиление концентрации солей тяжелых металлов. Поэтому кардиологи утверждают, что вода кипяченая вредна для сердца, а пить надо живую воду.

Очистка кислотой. Для этого в кипяченую воду бросают аскорбиновую кислоту 0,5 г на 5 литров).

Для сохранения качества воды необходимо:

1. Своевременная очистка колодцев.

2. Своевременная замена водопроводных труб.

3. Содержание насосов в водонапорных башнях в соответствии с санитарными нормами.

4. Нельзя допускать застоя воды, водозабор должен быть постоянным.

«Советы по улучшению качества домашней воды»

  1. Немного лимонной кислоты, растворённой в воде, не изменят её вкус, но смягчат воду, то есть уменьшат содержание в ней кальция и магния.

  2. Чтобы избавиться от привкуса и уменьшить содержание вредного железа в воде, можно использовать очистку её адсорбентом - медицинским активированным углём, помещённым в пакетики из фильтровальной бумаги.

  3. Можно использовать специальные фильтры для очистки питьевой воды, которые предлагают нам в торговле.

Постарайтесь, как можно меньше пить газированных напитков. В течение дня рекомендуется употреблять чистую воду. Пейте чистую воду, будьте здоровы!

 

Заключение

В результате исследования литературных источников и проведённых опытов с водопроводной питьевой водой подтвердилось, что вода, используемая жителями р. Золотковский, хорошего качества.

Работа по изучению качества питьевой воды оказалась интересной и полезной не только для меня и моей семьи, но и для моих друзей.

 

Список использованной литературы

  1. Дерпгольц В.Ф. Мир воды. - Л.: Недра, 1979.-254 с. 
  2. П.Р.Таубе, А.Г.Баранова Химия и микробиология воды. «Высшая школа» 1993
  3. Морозов В.Е. Сборник элективных курсов, «Учитель», Волгоград, 2007
  4. Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е. Методические рекомендации по проведению экологического практикума. ООО «Химлабо», 2008
  5. Здоровье всей семьи. Полная энц. Для всех и каждого/ Сост. Г.А. Лапис. - СПб: ИД «ВЕСЬ»,2003.-720 с.
  6. Ицкова А.И. Наш быт глазами врача.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.:Медицина.1991.-144 с.
  7. Книга для чтения по неорганической химии. Книга для учащихся. В 2 ч.1./Сост.В.А.Крицман.-3-е изд. перераб. - М.: Просвещение.1993.-192 с.
  8. Химия. Предметные недели в школе: планы и конспекты мероприятий/авт.-сост. Л.Г.Волынова и др.- Волгоград: Учитель,2007.-142 с.
  9. Широкова В. Вода.- М.: Слово/SLOVO.2001.- 48 стр.
  10. zdravnlk.rustati/voda-i-zdorove-cheloveka/
  11. https:/ -vody.html /www.kp.ru/guide/issledovanie-i-iekspertiza
  12. http://med-pomosh.com/?p=3952

 

Приложение 1. Таблица. Основные компоненты минерального состава воды и их

допустимые концентрации

 

Компонент минерального состава воды

Предельно допустимая концентрация (ПДК)

Натрий (Na+)

200 мг/л

Кальций (Ca2+)

200 мг/л

Магний (Mg2+)

100 мг/л

Железо общее (Fe3+)

0,3 мг/л

Марганец (Mn2+)

0,1 мг/л

Гидрокарбонат (HCO3)

1000 мг/л

Сульфат (SO42–)

500 мг/л

Хлорид (Cl)

350 мг/л

Карбонат (CO32–)

100 мг/л

Нитрат (NO31–)

45 мг/л

Фтор (F)

0,7 - 1,5 мг/л

 

Приложение 2. Таблица. Определение интенсивности и характера проявления запаха

и вкуса в пятибалльной системе

 

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха в баллах

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Запах не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании.

1

Слабая

Запах замечается потребителем, если обратить на это внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчётливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4

 

 Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

 

Интенсивность вкуса

Характер проявления вкуса

Оценка интенсивности вкуса в баллах

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Очень слабая

Вкус и привкус не ощущаются потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании

1

Слабая

Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это внимание

2

Заметная

Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде

3

Отчётливая

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от питья

4

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к употреблению

5

 

Приложение 3. Таблица Результаты исследования приблизительной

концентрации ионов хлора, сульфат-ионов, железа (3) и свинца в исследуемой питьевой

воде

 

Проведение опыта на Cl-,

Концентрация ионов хлора

Наблюдения

5 мл пробы+0,5 мл (5г нитрата серебра растворили в 95 г воды)+ 1 капля азотной кислота (1:4)

более 100 мг\л.

 

Белый осадок

более 10 мг\л

 

Помутнение раствора

более 1 мг\л.

 

Опалесценция

Проведение опыта SO42-,

Концентрация ионов сульфат

Наблюдения

5 мл пробы+1 капля (16 мл соляной кислоты плотн 1,19 растворили в 100 мл воды) +0,5 мл (10г хлорида бария растворили в 90 г воды)

более 10 мг\л.

 

Белый осадок

более 1 мг\л.

 

Опалесценция

менее 1 мг\л.

 

Нет изменений

Проведение опыта Fe3+

Концентрация ионов железа

Наблюдения

5 мл пробы+1 капля к.азотной кислоты +1 мл 20% раствора роданида аммония

до 0,25 мг\л.

Слабо желтовато-розовая окраска

до 1 мг\л

 

Желтовато-розовое

более 2 мг\л.

 

Желтовато-красное

Проведение опыта Pb2+

Концентрация ионов свинца

Наблюдения

5 мл пробы+1 мл (10 г бихромата калия растворить в 90 мл воды)

 

 

100 мг\л.

 

Жёлтый осадок

20 мг\л

 

Помутнение раствора

0,1 мг\л.

 

Опалесценция

 

Менее 0,1 мг/л

Нет изменений

Copyright © 2020 МКОУ Золотковская основная общеобразовательная школа  Rights Reserved.